В данной теме речь пойдет о некачественных непродовольственных товарах. Кроме того здесь термины «потребитель» и «покупатель» являются синонимами.
Нередко бывают случаи, когда приобретя какой-нибудь товар уже будучи дома либо сразу либо спустя какое-нибудь время покупатель обнаруживает в нем недостатки.
Разумеется, после покупки некачественного товара у покупателя появляется желание его обменять либо вернуть за него деньги и купить новый, возможно уже в другом магазине.
Чтобы знать какие требования предъявлять продавцу при обнаружении недостатков в товаре, необходимо определиться, не относится ли купленный гражданином товар к технически сложным.
Перечень технически сложных товаров определен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924.
Если купленный товар не относится к перечню, указанному выше, то покупатель в любое время (как в пределах гарантийного срока, так и за его пределами – до двух лет) вправе предъявить любое из требований, указанных в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», но мы будем говорить о требованиях замены товара на товар этой же марки, такой же товар другой марки, а также об отказе от договора купли-продажи и возврате уплаченных за товар денежных средств.
Указанные требования покупателю лучше предъявлять непосредственно продавцу, хоть закон и позволяет предъявлять их другим лицам.
Важно знать, что отсутствие кассового чека у покупателя не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара, в такой проверке вправе участвовать и покупатель.
Если возникает спор относительно причин появления недостатков в товаре, то продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Если по результатам экспертизы не будет установлено, что недостатки в товаре возникли после передачи его покупателю вследствие нарушения им правил использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц или непреодолимой силы, то продавец обязан выполнить требования потребителя.
Необходимо знать, что если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, то потребитель обязан возместить продавцу расходы на экспертизу, расходы за хранение и транспортировку товара.
Что касается товаров технически сложных, то покупатель при обнаружении в таком товаре недостатков может отказаться от исполнения договора купли-продажи и вернуть деньги, а также потребовать заменить товар только в течение 15 дней со дня передачи покупателю такого товара.
По истечении 15 дней с момента получения товара потребитель вправе заменить товар или вернуть деньги за него только при наличии одного из следующих случаев:
-
обнаружение существенного недостатка;
-
нарушение сроков устранения недостатков товара;
-
невозможность использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Сроки удовлетворения каждого из рассмотренных требований продавцом определены в Законе «О защите прав потребителей» и составляют с момента предъявления соответствующего требования: для замены товара – в течение 7 дней; при необходимости проведения дополнительной проверки качества товара – в течение 20 дней; если в момент предъявления требования соответствующий товар отсутствует – в течение месяца; для возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы – в течение 10 дней.
В случае нарушения продавцом вышеуказанных сроков он уплачивает потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.
В случае удовлетворения требований потребителя в судебном порядке продавец обязан заплатить ещё и соответствующий штраф.